Занятия для беременных в Этнографическом Музее

Занятия для беременных в Русском Музее

Экологически чистые подгузники

Методика Зайцева

Рожедние и нерождение. Врач акушер-гинеколог о проблеме абортов

Беременность и ранний возраст ребенка

Врач акушер-гинеколог о родах

Руководитель Центра "Радуга" о беременности, родах и подготовке к ним

Беременность. Акопян А.С. о подготовке к беременности и репродуктивных технологиях

Боровлева А.В. Гомеопатия - рассказ о методе лечения

Консультант по грудному вскармливанию. Слингоконсультант.

Врач ультразвуковой диагностики

Этнопедагог, руководитель семейного фольклорного клуба

Инструктор по пренатальной йоге

Руководитель группы "Берегини"

Ассистент кафедры семейной медицины

ГЕМОБАНК

О микроволновых печах

Сотрудник ГИБДД о безопасности беременных женщин

Адвокат о трудовых правах беременных женщин

Специалист по ароматерапии

Монтессори-педагог о детях

Врач акушер-гинеколог, руководитель клуба осознанного материнства

Специалист по грудгому вскармливанию (ГВ)

Система раннего развития

Диетолог о генетически модифицированных продуктах

Раввин синагоги на Б.Бронной

Воспитание и наказание детей

Воспитание детей. Умелая мать.

Воспитание детей. Ритуалы. Праздники.

Воспитание детей. Ценности.

Беседа в палате роддома – семья КИПЯТКОВЫХ

Пугачева Анна, Монтессори-педагог, рассказывает о современных занятиях по системе Марии Монтессори

Беременность. Акопян А.С. о родителях и детях, памперсах, репродуктивном здоровье и формировании пола

Пугачева Анна, Монтессори-педагог, рассказывает о развитии детей и развивающих игрушках

Боровлева А.В. Гомеопатия - практические советы. Прививки.









Специалист по грудгому вскармливанию (ГВ)



ЖДАНОВА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА - специалист по грудному вскармливанию.

Какие есть правила грудного вскармливания? Когда нужно приложить ребёнка к груди? Как дальше кормить - с утра до вечера, по потребности или делать какие-то промежутки?

Положено приложить ребёнка к груди прямо в родзале. Будет идеально, если ребёнок будет положен матери на живот и приложен к груди до того, как его начнут взвешивать, обмывать, обтирать. И желательно, если это будет контакт «кожа к коже», чтобы ребёнок не только получил прикладывание к груди и понял, что он не один, но чтобы он ещё запечатлел мать. Есть такое понятие, как «импринтинг», «запечатлевание». Это очень важно для дальнейшего развития. Ребёнок прикладывается к груди, и даже если он не получает первых капель молока, которые могут прийти позже, главное – сам факт, чтобы стимулировать грудь матери, чтобы началось образования молока и чтобы у ребёнка начал формироваться сосательный рефлекс. Ребёнок с самого рождения умеет глотать, он умеет сосать, но нужно ещё научить его правильно прикладываться. Поэтосу так важно приложить ребёнка к груди прямо в родзале. Проходит какое-то время, потом ребёнка можно обмыть. И потом, когда мать с ребёнком переводят в палату, а идеальны, конечно, роддома, где пребывание матери с ребёнком круглосуточное и постоянное, если состояние матери и ребёнка позволяет им находиться вместе, тогда сразу, с первых же часов он будет прикладываться к груди и получать положенное ему молоко.

Получающее все большее распространение кормление по требованию необходимо, потому что это естественно. Это позволяет матери вырабатывать достаточное количество молока. То есть если ребёнок будет прикладываться не по часам, а тогда, когда ему необходимо, в этом случае не будет проблем со снижением лактации, как у нас любят говорить, гипогалактии. Тогда не будет проблем с набором массы тела, у ребёнка не будет проблем со стулом, с психикой. Не нужны будут пустышки, дополнительные средства успокоения и так далее. Потому что природой запланировано, что у него есть идеальное средство на все средства жизни для хорошего самочувствия и роста – это грудь матери и грудное молоко. В идеале, кормление должно быть по требованию как матери, так и ребёнка. В основном режим кормления определяет ребёнок, но мать обязательно регулирует это. Если, например, матери нужно, чтобы ребёнок пососал, она тоже может предложить какое-то внеочередное кормление.

Но если ребёнок просит есть каждые полчаса – это тоже возможно, и в этом ничего плохого нет. Рано или поздно, после двух-трёх месяцев у ребёнка сформируется какой-то режим. Мама с ребёнком найдут общие часы, когда у них будет кормление, прогулки, то есть он войдёт в определённый ритм. Но первые месяцы ребёнок имеет право требовать грудь чаще, не обязательно каждые три часа. Строго говоря, эти трёхчасовые промежутки, они были выдуманы несколько искусственно, тогда, когда женщина выходила на работу практически сразу после родов, и нужно было, чтобы она вроде и кормила, но в промежутках успевала поработать, что невозможно при прикладывании по требованию, поэтому ввели такой искусственный режим.

Не нужно ограничивать ребёнка по времени сосания, потому что этот момент тоже очень важен. Как иногда вмешиваются в кормление мамы, бабушки, которых учили кормить по-другому? «Ребёнок должен есть по часам. Находиться у груди примерно около 10-ти минут». Вроде он как бы получает всё, что ему необходимо, а дальше это уже баловство. Ничего подобного! Ребёнок может сосать как несколько минут, если это ему необходимо, попить или успокоиться, до сорока минут, до часа, он может сосать в полусне. И только в условиях, когда его не будут ограничивать в кормлении, он будет получать всё необходимое, потому что молоко неоднородно, оно состоит из нескольких частей. В первой части преобладает вода и углеводы, то есть ребёнок быстро насыщается лёгкими углеводами и жажда гасится. А в дальнейшем в молоке он получает жиры, необходимый калораж, и там же содержатся все ферменты, которые будут необходимы для переваривания первого молока. То есть заднее молоко крайне необходимо. Если ребёнка ограничивать, будут возникать проблемы с животом, то есть он получит углеводы и не получит ферменты для его переваривания, и отсюда проблемы со стулом у ребёнка. Поэтому прекращать кормление нужно тогда, когда он сам закончит сосать, получив всё необходимое.

Когда лактация уже установилась, и мы не налаживаем грудное вскармливание, то в одно кормление предлагаем ребёнку одну грудь. Он её высасывает, в следующий раз мы ему предложим другую грудь. И так будем чередовать.

Питание мамы не всегда влияет на состав грудного молока. Только если мама очень недополучает питательных веществ, молоко станет чуть менее калорийным, будет содержать меньше питательных веществ. Для этого женщина должна практически голодать. Яркий пример: мама решила не поправиться после родов, сидела на диете из воды и чая – за первый месяц ребёнок набрал 100 граммов веса. Как только её начали кормить насильно, ребёнок стал набирать. Хорошо, что в этих условиях грудное вскармливание сохранилось. Но, с другой стороны, считают, есть за двоих тоже не нужно. Увеличить дневной рацион достаточно калорий на 500, на 600. Но не за счёт булочек, пирожных, если женщина хочет сохранить фигуру, а за счёт полезной пищи. Пусть это будут овощи, это будет мясо. И рацион кормящей женщины должен быть полноценным, включая ещё и свежие продукты, свежие овощи и фрукты. Доказано, что грудное вскармливание способствует сохранению фигуры у женщины и, в конце концов, кормящая мама придёт в норму ещё быстрее, чем женщина, которая не кормит.

Какой-то особой диеты придерживаться не надо. Питание просто должно быть правильным. Что мы подразумеваем под правильным питанием? Исключение пищевого мусора: всякие чипсы, лимонады, газировки, всякие сладкие батончики – это лишние калории, вреда много, пользы мало. Это любому человеку не рекомендуется, тем более, кормящей маме. Есть, конечно, некоторые ограничения. Если ребёнок страдает аллергией с рождения, проявляются какие-то признаки аллергических заболеваний, тогда мы маме стоит ограничить некоторые продукты. Например, если доказано, что коровье молоко – аллерген, то мы ограничиваем в её рационе цельное коровье молоко. Но мы постараемся ей восполнить недостаток кальция, например, йогуртами, творогами, кефирами, Кисломолочные продукты маме обязательно нужны, потому что она получает кальций для себя и для ребёнка. То есть достаточно обеспечить правильное, сбалансированное питание, не включающее ненужных балластных веществ, с небольшими ограничениями, если у ребёнка есть какие-то проблемы, – это, пожалуй, все ограничения, наложенные на маму.

Предлагать ребенку другую пищу, даже при наличии пищевого не нужно. Считается, что до шести месяцев ребёнок на грудном вскармливании не должен получать ничего, кроме грудного молока. И это «ничего» подразумевает в том числе и воду. То есть если ребёнок здоров, у него нет жара, лихорадки, когда большое потребление воды, ему вода дополнительно не нужна и не нужны другие питательные вещества. Тем более что есть ещё незрелость ферментных систем, в принципе, его организм ещё не готов ни к чему, кроме маминого молока. С шести месяцев мы начинаем расширять ему рацион. И тут уже мама будет сама выбирать, какой она введёт прикорм. Он может быть педиатрический, то есть это всем известно, когда начинаем вводить с одной чайной ложечки один продукт, за две недели доводим до необходимого объёма. Начинаем с овощей, потом присоединяем каши, потом постепенно расширяем рацион, к восьми месяцам добавляем мясо, желтки. Либо это может быть педагогический приём, это когда ребёнок тянется к столу и мама ему предлагает микродозы того, что ест сама. Но это буквально крошечки, поперебирать во рту, просто чтобы он чувствовал, что он вместе со всеми кушает. То есть такой и такой прикорм – они приемлемы. В итоге к году они ребёнка выведут на общий рацион с сохранением грудного вскармливания.

Хорошо ввести ребёнку кисломолочные продукты для улучшения состояния желудочно-кишечного тракта, в том числе творожок. Цельное молоко ребёнку на грудном вскармливании не показано, то есть он будет получать грудь матери и дополнительно практически приближаться к общему столу.

Возникает вопрос – как лучше, готовить самостоятельно или покупать специальные баночки? Если мы знаем, из чего мы готовим еду, это замечательно. Если со своей дачи получили яблоки, овощи, фрукты или купили их там же, в деревне, наверно, это оптимальный вариант, когда вы ему сделаете пюре – это будет идеально. Но если, например, какое-нибудь там глянцевое яблоко, купленное и привезённое неизвестно откуда, овощ неизвестного происхождения в зимний период, неизвестно где пролежавший, и так далее, мне кажется, то, возможно, лучше баночки в этот период. Что касается каш, тут каждая мама будет выбирать сама. Всё-таки продукты промышленного происхождения, известных марок. За детским питанием следят, наверно, даже более строго, чем за продуктами, которые лежат на полках в магазинах для взрослых. Поэтому, наверно, и вариант с кашами промышленного происхождения приемлем с дальнейшим переходом уже на общий рацион.

Что касается сахара и соли, необходимо учитывать, что у ребёнка другой вкус, поэтому, когда мама пробует пюре и говорит «невкусно», и досаливает его по своему вкусу, это не очень правильно. Мы не должны навязывать ребёнку свои пристрастия. Мы вводим ему минимальное количество соли, делаем, например, солевой раствор, добавляем капельку. То есть, на наш вкус, его еда должна быть недосолена. Что касается сахара, лучше его будет поменьше, лучше его не добавлять, сразу привить ребёнку правильный образ жизни, правильные вкусовые пристрастия. Пусть чай будет несладким, пусть это будет просто водичка, если его надо попоить уже там после какого-то периода. Пусть сахар он будет получать из фруктов, из фруктовых пюре, то есть к естественным сахарам привыкать. Чем позже он узнает вкус конфет, шоколада, тем лучше для него, тем лучше у него сформируется правильная пищевая привычка, не включающая избыток углеводов.

Ситуации, в которых грудное вскармливание невозможно, бывают очень редко. Неумолимая статистика говорит, что 97% женщин могут кормить грудью. При правильной поддержке, при правильном настрое, при наличии какой-то помощи, если она необходима, и психологической поддержке. Есть очень небольшое количество ограничений, когда женщина кормить не может. Зачастую это относительные ограничения, абсолютными противопоказаниями являются буквально единичные. Например, тяжелые психические расстройства у матери. Например, мама, больная спидом. И то в некоторых странах это является противопоказанием к грудному вскармливанию, в некоторых не является. В России, в частности, разрешают кормление, в то время как в некоторых странах Европы ограничивают. Два абсолютных противопоказания. Либо если тяжёлое состояние матери не позволяет кормить грудью. Бывают, например, декомпенсированные заболевания сердечно-сосудистой системы. Со стороны ребёнка ограничений, пожалуй, ещё меньше. Есть несколько наследственных заболеваний: галактоземия, фенилкетонурия – редкие генетические заболевания, при которых грудное молоко не переносится и нужно специальные смеси. Но это редкая патология. Во всех остальных случаях кормление возможно даже отсроченно. Например, ребёнок рождается в тяжёлом состоянии. Это не значит, что он не будет кормиться грудью. Какой-то период, возможно, он не сможет эту грудь сосать. Но он может получать сцеженное материнское молоко. И когда он выйдет из своего тяжёлого состояния, либо если родился недоношенным, он доберёт необходимую массу тела, у него, наконец, появится сосательный рефлекс, его можно будет прикладывать к груди. И это всё временное состояние, требующее в этот момент поддержать женщину, помочь ей сохранить лактацию, научить её сцеживаться, помочь ей докармливать ребёнка сцеженным молоком.

Мне не очень нравится фраза «заменители грудного молока». Я считаю, значительно лучше называть их искусственными смесями, потому что заменить грудное молоко невозможно. Смеси должны, как лечебный продукт, назначаться педиатром по необходимости. Либо это те 3%, когда невозможно кормление по материнским причинам, или по причинам заболевания ребёнка. Но это действительно исключительные случаи.

Хочется, чтобы кормили как можно больше женщин, но, к сожалению, избыточная реклама смесей, зачатую неготовность персонала роддомов помочь матери и научить её, зачастую безграмотность матери мешают этому. Потому что, если возникает какая-то проблема, нужно обращаться к специалисту, и любая проблема может разрешиться, в том числе и проблема с налаживанием грудного вскармливания. А если выслушивать советы бабушек, тётушек, малознакомых людей, конечно, через некоторое время мать перестаёт кормить и ей не остаётся ничего другого, как выбрать искусственную смесь, которая даже близко не может приблизиться к грудному молоку.

ВОЗ делит приоритетность кормления на несколько этапов. Самый лучший – это грудь матери. Если ребёнок не может сосать, на втором месте стоит сцеженное грудное молоко. На третьем месте стоит донорское грудное молоко, его преимущества. И только на четвёртом месте стоят искусственные смеси. На пятом месте – молоко животныхот которого искусственные смеси недалеко ушли. Конечно, промышленность пытается их обогатить, насытить, приблизить к грудному молоку, но это невозможно просто по сложности состава грудного молока. Потому что материнское молоко – это живая биологическая структура, включающая в себя не только белки, жиры, углеводы, которые можно получить, она включает в себя около десятка гормонов, которых просто невозможно добавить в искусственную смесь. Оно включает в себя факторы роста. Также включены иммуноглобулины – защитные антитела, которые от матери будут передаваться ребёнку и защищать его от инфекции, пока он находится на грудном вскармливании. Всё это искусственно, как и незаменимые аминокислоты, в смеси ввести просто невозможно. Молоко является пищей индивидуального приготовления для данного конкретного ребёнка. Оно подстраивается под его нужды. Когда ребёнок болен, оно немножко изменит структуру. Когда на улице жарко, оно подстроится под него. Зачастую мамы двойняшек даже обращают внимание, что вот для одного ребёнка, если он предпочитает одну грудь, молоко как бы немножко одного качества, для другого ребёнка немножко другого. Это чудо, что организм матери вырабатывает для своего малыша самое необходимое именно ему. Кормить грудью, по рекомендациям, желательно до двух лет. Самопроизвольное отлучение от груди, когда уже мать и ребёнок подходят к этому этапу, возможно всё-таки после двух лет. Считается, что до двух лет, если ребёнок отказывается от груди, это всё-таки имеет какую-то под собой причину, и это вызвано извне. Но количество кормлений постепенно сокращается, оно уже не производится так же по требованию, как это было первые несколько месяцев. Мы кормим его часто достаточно месяцев до шести. Потом мы начинаем вводить прикормы. Сначала грудь составляет доминирующую часть в кормлении, например, он съел ложечку и запил много материнским молоком. Потом объём, соотношение, меняется, например, он скушает хороший обед, например, пюре и немножко запьёт материнским молоком. Через несколько месяцев мать может даже куда-то отлучиться, потому что это тоже необходимо, и он также спокойно запьёт своё кормление соком, а грудь пососёт, когда мама придёт. Иногда остаётся так, что к году ребёнок получает молоко, например, утром, может быть, до ухода мамы на работу и, например, получает вечером, когда мама пришла с работы, он на ночь пососал, получил всё, что ему необходимо. А в течение дня у него уже сформирован обычный стол с обедом, с первым, со вторым и с компотом.

Ночные кормления заканчиваются позже. Хотелось бы, наверно, чтобы ребёнок безостановочно спал всю ночь. Но при нормально налаженном совместном сне, когда не надо бежать к ребёнку в другую комнату и, скрючившись там над кроваткой, его быстро подкармливать, ночные кормления не составляют особой проблемы, потому что зачастую мама кормит в полусне, ребёнок в полусне, ему достаточно иногда несколько минут. Но это тоже очень индивидуально. Некоторые дети оставляют себе одно кормление на ночь, одно утром, некоторые подсасывают в течение ночи. Это формируется привычками матери и ребёнка. Тогда и на втором году тоже не составит какого-то труда кормить. Целый день мама живёт своей жизнью, ребёнок живёт своей жизнью, ему тоже нужно общаться, выходить в свет. А когда они остаются вдвоём, они могут себе позволить получить удовольствие от грудного вскармливания.

При этом в течение дня всё равно уже не будут возникать приливы молока, все сведётся к тому, что днём ничего не капает, а только по ночам малыш кормится. Грудное молоко проходит как бы формирование, кормление и лактации проходят несколько этапов. В роддоме в первые дни получается молозиво, его буквально несколько капель. И этого ребёнку достаточно. На этом этапе очень важно не сорваться на докармливание. И спросить лучше у специалиста по грудному вскармливанию, у тех, кто в этом разбирается. Не кидаться к холодильнику, где всё заставлено бутылочками с докормом. У нас же как в роддоме? «Ах, у вас не хватает молока в первые сутки! У вас молозива всего несколько капель? К холодильнику! Там стоят бутылочки, докармливаемся смесью». Это очень большая ошибка, потому что ребёнку достаточно первых нескольких капель. Они для него самые важные, они помогут освободиться его кишечнику. Они начнут формировать его иммунитет. И ему их хватит. Буквально через пару дней придёт молоко, будет прилив. И при нормально организованном грудном кормлении это тоже не будет болезненным процессом. Многие мамы ждут: «Ах, будет прилив! Будет больно, придётся сцеживаться». Ничего подобного! Правильно приложенный ребёнок, которого научат в первые сутки хорошо прикладываться, будет сосать нормально и маме будет достаточно легко. Такие приливы, когда женщина чувствует переполнение в груди молока, оно может подтекать, доставлять какой-то дискомфорт, продолжаются буквально какие-то первые месяцы. Потом лактация перейдёт на новый уровень по принципу «спрос – предложение». Ребёнок будет прикладываться сосать. Уходит… Пока он сосёт, молоко вырабатывается. Он от груди отстал и становится спокойно, не будет подтеканий и так далее. Чем реже ребёнок начинает сосать, тем более пустой ощущается грудь, тем меньше дискомфорта доставляется маме. Если к году останутся утреннее и вечернее кормление в течение дня, маме не будет дискомфортно. Она не будет бояться, что, например, испачкает блузку, у неё где-то подтечёт, поставит её в неловкую ситуацию. То есть, по мере сокращения сосания груди ребёнком, молока вырабатывается всё меньше, только в положенные ему часы.

Многие педиатры рекомендуют докармливание, потому что ребёнок мало, плохо растёт, мало поправляется. На самом деле существует очень большой диапазон необходимых прибавок, то есть положенные 800 грамм, 1200 грамм, 600 грамм – это усреднённые показатели. Они могут колебаться достаточно в большом диапазоне и поэтому надо ориентироваться, вот на достаточность молока смотреть. И главное в этом случае – не пугать маму постоянными контрольными кормлениями, когда сначала мама кормит, потом взвешивает, смотрит, что он высосал всего 20 грамм. Начинает впадать в панику и кидаться к банке с искусственной смесью. Это не годится. Ребёнок на грудном вскармливании может в одно кормление высосать 100 грамм, в другое кормление 20 грамм, и не надо маму загонять в стресс. Единственный метод, применимый к ребёнку-грудничку, который позволяет оценить достаточность молока – это подсчёт мокрых пелёнок. Если за сутки ребенок мочит 12-ти штук, то молока достаточно. Если же недостаточно сосёт, давайте будем разбираться, не нужно кидаться сразу к докормам. Давайте поговорим либо с педиатром, если он в этом разбирается, либо с консультантом по грудному вскармливанию. Давайте посмотрим, правильно ли ребёнок прикладывается к груди, получает ли он всё необходимое ему молоко, не ограничивает ли его мама в кормлении. Может быть, он сосёт 10 минут и недополучает жиры и основную калорийность заднего молока. В основном проблемы можно разрешить налаживанием грудного вскармливания, поиска проблем именно в частоте и длительности прикладывания, в наличии ночных кормлений. С этим можно разобраться, и в очень нечастых случаях действительно требуется докорм. Грамотный консультант по грудному вскармливанию и педиатр могут эту проблему разрешить, пусть даже не за один день.

Грудное вскармливание – это профилактика ожирения в будущем. Раньше таблицы прибавок веса ребенка были составлены с расчетом не на грудное вскармливание. Были моменты, когда необходимое потребление белка ребёнку рассчитывались в каких-то гигантских цифрах. У нас они были большие, а от американцев пришли вообще какие-то немереные нормы. Это всё был связано с перерасчётом на бум искусственного кормления, в перерасчёте на искусственные смеси. И поэтому все эти нормы теперь уже нужно пересчитывать. Существует очень большой диапазон нормального веса ребёнка. И ребёнок на грудном вскармливании не получит избытка ни белка, ни углеводов, ни жира, у него всё будет сбалансировано. Белок грудного молока – оптимален, его невозможно переесть, им невозможно перенагрузить почки. Жиры не будут способствовать ожирению, потому что они идут именно в необходимом количестве, с ферментами, полноценно расщепляются, крома того, в грудном молоке есть ненасыщенные жирные кислоты, собержатся углеводы в необходимом количестве. В грудном молоке всё сбалансировано, поэтому кормление грудью действительно профилактика ожирения.

Еще один очень серьезный вопрос, хоть и не связанный напрямую с кормлением ребенка — это генетические заболевания. Есть генетические заболевания, с которыми уже ничего не сделаешь, а есть те, у которых можно нивелировать последствия. Поэтому у нас ввели в роддомах скрининговые исследования. Их надо проходить обязательно. Если вопрос, делать в роддоме прививку или не делать, остаётся на усмотрение мамы, на её личные убеждения и её педиатра, скриниг обязательно должен быть пройдён. Для этого у ребёночка берётся капля крови из пятки и исследуется на пять самых распространённых генетических мутаций. Почему это очень важно? Потому что, если мы обнаружим эти мутации в первые дни жизни, мы сможем сразу помочь ребёнку, и он вырастет полноценным человеком. Если же по какой-то причине, например, мама отказывается от анализов, или что-то не делается, или это домашние роды, например, и этот скрининг не удаётся сделать, последствия могут быть губительными.

Например, можно упомянуть фенилкетонурию – редкую наследственную патологию – непереносимость компонента грудного молока. Ребёнку необходимы специальные смеси. Если он будет получать эти смеси сразу, как только мы по анализу крови определим у него эту патологию, у него всё будет нормально. Да, его будет тяжело вскармливать специальными смесями, у него будут ограничения в жизни, но он вырастет умственно полноценным человеком. Если мы это пропустим, к сожалению, тяжёлые психические нарушения становятся необратимыми, такие, как олигофрения, даже в более тяжёлых степенях, с ними уже потом ничего не сделаешь.

То же самое касаетя гипотериоза. Его легко исправить, ребёнку достаточно добавить небольшие дозы гормонов, он будет получать их какое-то время под контролем гормонов крови. Но если эту патологию пропустить, то у ребёнка развивается слабоумие, и с этим потом уже ничего не сделать, нарушения будут необратимыми.

Еще одним тяжелым состоянием может стать муковисцидоз. У ребёнка, больного муковисцидозом, поражаются лёгкие и кишечник, могут возникнуть тяжелейшие проблемы. Сейчас есть организация, объединяющая детей больных этой патологией, им помогают, существует масса лекарств, но об этом просто нужно знать.

К сожалению, есть патологии, когда мы практически мало что можем исправить, например, хромосомные аномалии. Самая известная их них — синдром Дауна, трисомия по хромосоме 21, когда в одной из пар хромосом появляется лишняя, он обуславливает тяжёлые нарушения у ребёнка. Пороки сердца часто сопровождают этот синдром, ухудшенная работа других органов, задержка умственного развития. В большом проценте случаев эту патологию можно выявить ещё на этапе беременности. Именно поэтому важна хорошая УЗИ-диагностика, когда можно увидеть пороки, заподозрить какой-то порок и сцепленную с ним вот аномалию. Важно проводить скрининг на генетические нарушения, которые женщина сдаёт в период беременности. Очень важно, если женщине больше 35-ти, 37-ми лет, чтобы она проходила консультацию генетика, потому что в этом возрасте генетические патологии возникают намного чаще, в разы чаще, чем у молодых женщин. Если в роду у женщины или у её мужа были люди с какой-то генетической патологией, обменной, хромосомной, тогда, наверно, паре имеет смысл сходить в генетическую консультацию до зачатия. Вычислить риски возникновения этой патологии у ребёнка и тогда, например, наблюдать всю беременность в этом ключе. Сейчас патологии можно отследить уже во время беременности. И женщина будет сама решать, рожать ли такого ребёнка, в зависимости от того, насколько, например, пороки, проблемы будущего малыша совместимы с жизнью. Но, если женщина решает рожать ребёнка, например, с тем же синдромом Дауна, ей тоже можно помочь, потому что есть организации, включающие родителей таких малышей, и они помогают друг другу. При надлежащем уходе, специальных методиках развития, специальном врачебном наблюдении, которые отслеживание его состояние здоровья, его развитие, занятие со специальными педагогами – все это позволяют такого малыша вывести на совершенно другой уровень развития, нежели если на него не обращать внимания. Эти дети становятся социализированными, они приспособлены к жизни в обществе и способны к какой-то работе, к общению, тем более что у них характеры хорошие, например, это тоже большой плюс.