Занятия для беременных в Этнографическом Музее

Занятия для беременных в Русском Музее

Экологически чистые подгузники

Методика Зайцева

Рожедние и нерождение. Врач акушер-гинеколог о проблеме абортов

Беременность и ранний возраст ребенка

Врач акушер-гинеколог о родах

Руководитель Центра "Радуга" о беременности, родах и подготовке к ним

Беременность. Акопян А.С. о подготовке к беременности и репродуктивных технологиях

Боровлева А.В. Гомеопатия - рассказ о методе лечения

Консультант по грудному вскармливанию. Слингоконсультант.

Врач ультразвуковой диагностики

Этнопедагог, руководитель семейного фольклорного клуба

Инструктор по пренатальной йоге

Руководитель группы "Берегини"

Ассистент кафедры семейной медицины

ГЕМОБАНК

О микроволновых печах

Сотрудник ГИБДД о безопасности беременных женщин

Адвокат о трудовых правах беременных женщин

Специалист по ароматерапии

Монтессори-педагог о детях

Врач акушер-гинеколог, руководитель клуба осознанного материнства

Специалист по грудгому вскармливанию (ГВ)

Система раннего развития

Диетолог о генетически модифицированных продуктах

Раввин синагоги на Б.Бронной

Воспитание и наказание детей

Воспитание детей. Умелая мать.

Воспитание детей. Ритуалы. Праздники.

Воспитание детей. Ценности.

Беседа в палате роддома – семья КИПЯТКОВЫХ

Пугачева Анна, Монтессори-педагог, рассказывает о современных занятиях по системе Марии Монтессори

Беременность. Акопян А.С. о родителях и детях, памперсах, репродуктивном здоровье и формировании пола

Пугачева Анна, Монтессори-педагог, рассказывает о развитии детей и развивающих игрушках

Боровлева А.В. Гомеопатия - практические советы. Прививки.









Воспитание детей. Ритуалы. Праздники.



КАЗАНЦЕВА ИРИНА ВИКТОРОВНА

 

Если вы объясняете, значит, ритуала нет. Ритуал объяснять не нужно. Ритуал, он уже есть, он уже на автомате. Это значит, ребёнок ваш просто с этим ритуалом незнаком и нужно сесть, подумать, каким образом ввести эту ритуализацию в деятельность.

В одном школьном учебнике нашёлся такой стишок:

Что взяла, клади на место

Это там… Наденьке известно.

Только Наденька мала…

Ещё две строчки:

Что ты взял, клади на место

Это Мишеньке известно…

Вот этот порядок у всех…

Ритуал – это последовательность действий. И она должна быть завершена, эта последовательность, концом, который нам с вами важен. Если ребенок не понимает, значит, вы просто не так дали, значит, не сформировано это необходимостью, частью воспитательной системы в вашем доме.

Пример занятий в группе, где детки с восьми месяцев начинают заниматься. Структура занятия всегда одинаковая и одинаковое начало и конец. Все собрались, вооспитатель говорит: «Утро настало, солнышко встало». Потом берет солнышко и все поют песенку с каруселькой. Солнышко висит, над доской, где угодно – есть место, туда и повесили. Солнышко с нами поиграло, теперь будет висеть и смотреть, как мы занимаемся. Позанимаемся, и в конце занятия опять берём это солнышко и под песенку прощаемся. Они все знают это солнышко. Показывают, где солнышко висит, что давай снимай. С утра возьми и повесь.

Есть такая техника адаптации, которую можно попробовать и дома. Есть понятие ритуала перехода из одного пространства в другое, то есть нужно со своим пространством дома попрощаться. Ритуал выхода из собственного дома должен быть очень чётким. Нужно поблагодарить дом, нужно что-то там про себя обязательно сказать, нужно выполнить несколько каких-то действий. В каждой семье это своё. Кто-то перекрестится. Кто-то о чём-то вспомнит. Кто-то переберёт так: газ, свет, вода… И когда этот ритуал есть, согласитесь, что значительно легче уходить из этого дома. С ребёнком нужно сделать то же самое. Потом должен быть ритуал дороги, когда точно идёте по одному маршруту, когда до чего-то доходите. И если, если по пути есть кормушка, значит, надо в эту кормушку что-то положить. Если по пути есть там что-то ещё, значит, надо или поздороваться, или как-то еще это отметить. Нужны два-три ритуальных события в пространстве этой дороги. И ритуал подхода: поздоровался, разделся. И опять ритуал вхождения в группу.

Ребёнок не будет расстраиваться, он не будет работать на межличностном контакте, когда нам всё время надо совершать воспитательные действия. Ритуалы за нас могут выполнить 80% нашей работы, если только мы грамотно их запускаем. Один день так сделали, второй, пять… Через месяц вы уже будете изнемогать, но ребёнок будет заставлять вас брать с собой этот корм для птички и так далее. Для него это станет нормой. Не надо бояться, что он всю жизнь будет ходить по этому маршруту. Через год ребёнок возьмёт у вас другой ритуал, обязательно будет некое расстояние, объём времени, когда можно будет изменить этот ритуал. Или когда ребёнок вырастает, нужно будет совершенно по-другому выполнять этот ритуал: «Ты можешь уже больше, ты можешь ещё что-то».

Ребёнок может сам предложить что-то. Например, говорит: «Мама, ты меня на ручках в группу занеси». Из раздевалки три шага в группу, непременно взять на ручки и нести. Ребенок говорит: «Теперь всё». И всё, и никаких проблем.

И вот, воспитатель и ребенок в одном пространстве. Нужно внимательнейшим образом отнестись к этому моменту, к этой ситуации, к алгоритму, к последовательности действий, которые совершает ребёнок на любом временном этапе. Бывает, в ясельных группах вводятся ритуалы: когда папа заходит в группу, он здоровается за руку со всеми мальчиками. Вы бы видели, что происходит с этими мальчиками! Папа получает такое удовольствие! Папа так любит ходить в этот детский сад!

Даже в группах ясельного возраста есть ритуал. Там обязательно висит зеркало. И наступает ритуал причёсывания. Ритуал поправить одежду. Ни один ребёнок не пройдёт мимо этого зеркала, не поправив одежду. Нам нужна ритуализация. И никаких слов не надо: «возьми» и «причешись» или там что-нибудь. Это прекрасный навык, он потом появится.

В качестве примера изменения ритуала можно вот что вспомить. Перед входом в садике всегда висели на А-4 правила поведения ребёнка, типа не играть на стройке, всего картинок семь. Дети их всегда, когда приходили, читали с родителями. Малыш просил взять на руки, потому что высоко, и они вместе каждую картинку обходили. После Нового года вместо правил повесили визитную карточку детского сада. Какая трагедия! Родители не могла понять, что случилось. «Там некрасиво, в детском саду». Но потом перешли на другой ритуал: стали там рассматривать то, что там находится, и теперь каждый раз рассматриваем.

Дома тоже бывает, что ритуал нарушается. Например, в семье по утрам папа рано встаёт и приходит щекотать маленькую дочку. И она старается быстро встать. «Быстро все вставайте! Сейчас папа придёт и всех защекотит!» Сегодня папы нет, он пораньше ушёл…Она встала: «Что-то у нас сегодня тихо. Кто у нас не хватает? Нету папы». Без настроения ушла в садик…

Есть в семье вот вы, мама, и ваш супруг. И если вам нужно чего-то добиться от супруга, что вы будете использовать? Вы будете сидеть и долго, упорно с ним разбираться, разговаривать, заставлять его, убеждать и так далее? Либо вы организуете некое пространство деятельности, где, что называется, он вынужден будет совершить то, чего он на самом деле не хотел, чего вы от него хотели бы? Ну, например, вот вы хотите ввести в доме определённый ритуал прощания или встречи. Можно очень долго мужчину убеждать в том, что нужно таким образом организовать вот этот ритуал. Он может сказать: «А в моей семье так не делали и я…» А нужно просто с ним это делать.

Поэтому если вы хотите, чтобы это произошло, стало в вашей семье, введите ритуал. Если вы не хотите, можете разговаривать об этом годами, пока не надоест. Но мужчина и ребёнок ничем не отличаются друг от друга. Если мы хотим, чтобы что-то произошло, вводим ритуал и перестаём долбить его по голове, что ты должен делать так, и так, и так. Не может быть завершён семейный обед без совместного мытья посуды, просто не может этого быть. У нас такой ритуал семейного обеда. Когда все ещё выйдут, и кто вытирает, кто подаёт, и т.д… И уже не надо тебе этого, но это так должно быть. Очень непростая ситуация, и сегодня родители много об этом говорят.

Из обычных событий создается традиция, ритуал, и это на самом деле передача ценностей. Это едва ли не самое важное, что в семье должно быть отработано и должно существовать. Потому что, разбирая по ступенькам, как происходит воспитание и как присваиваются ребёнком ценности, мы не можем до конца отследить, что же ребёнок принимает. Придёт время, когда нам вернётся этот ответ. Вот еще пример, то, что получено от выросших детей. Мама очень любит праздники, дни рождения, никогда не жалеет на них сил, посвящала все силы тому, чтобы праздник дня рождения был настоящим. Народу много, дней рождения тоже много, всегда какие-нибудь необыкновенные сюрпризы. И когда дети выросли, стали жить отдельно, все равно на свои дни рождения они приходят к маме. Ждут праздника. Более того, у них появились половинки, дети их стали приводить, чтобы дни рождения праздновались все там же. И вот невестка приводит свою маму, чтобы так же отпраздновать её день рождения. Но когда она привезла племянников с Украины, мама наконец-то решила, что где-то произошёл перегиб. При этом её ни разу не пригласили на день рождения, который праздновали дети у себя в семьях. Что же тут произошло? Причём они абсолютно искренни, они и маме устраивают дни рождения, тут нет никаких претензий. Нет такого, чтобы они просто пользовались, они просто очень это тоже любят, считают эту ценность маминой и хотят, чтобы в её жизни были праздники, раз это ценно и важно… Здесь очень заметно, что только через передачу ценностей в общем-то очень сложно создавать традиции семьи, те традиции, которые мы вводим в пространство наших семейных праздников. Праздник — это всегда завершение, сорадование, празднование, возрадование, что такая ценность у нас, что называется, есть. И поэтому семейный праздник – это всегда воспевание, опевание неких ценностей.

Но сегодня у нас практически стопроцентное искажение по всем празднованиям, по традиционным праздникам в семейной культуре. Понятно, что праздник – это часть уклада семьи, это закрепление ценностей. И если мы хотим, чтобы вот у ребёнка была чистота, ощущение чистоты было закреплено эмоционально, значит, нам надо создать этот семейный праздник. Нам нужно это чистое чаепитие или что-то такое, но обязательно чистое, когда все десять минут уделили друг другу в состоянии чистоты и порадовались, что вот у нас такое есть. Сегодня сложно это организовать,но если мы хотим, чтобы в 14 лет ребенок, что называется, не ушёл в берлогу, то надо это делать всё-таки раньше. То есть все ценности, которые мы бы хотели передать детям, должны быть транслированы через ритуалы и семейные праздники. Традиция – это всегда ритуалы. Традиция – это всегда последовательность событий в семье.

Какие семейные праздники вы любите? Новый год. День рождения. Пасху. Масленицу. Годовщину свадьбы. Именины. Возвращение. Праздник первого паспорта. 8 марта семейный праздник? Мы попробуем высчитать самое главное – определить, ради чего мы всё-таки делаем этот праздник. Из всего этого традиционных праздников, которые дошли до нас из глубин веков, не так много. Пасха как традиционный праздник. Масленица как традиционный праздник. И Новый год, но он не совсем традиционный, конечно. Рождество – более такой всё-таки традиционный. Что общее во всех этих праздниках? Собираются близкие, подготовка, угощение – это ритуальная часть. То есть создаётся некая последовательность действий. Обязательно должен быть выдержан ритуал этого праздника. То есть все собрались, столы накрыты, сели, рюмочками звякнули, подарочки… Чайком запили или не запили – тут уже возможны варианты. Вот так получается ритуал праздника, то есть последовательность действий. Отнимите хоть что-то из этого – уже как бы и не праздник. А как мы делаем праздник? Например, вот погода хорошая в субботу – поехали на шашлыки. Мы опять вернёмся туда, в праздничный ритуал, соблюдём его практически полностью, может быть, без подарков, но ритуально мы праздник выдержим. Но одно дело – последовательность действий, а другое – ценностное прочтение этого праздника. Потому что на сегодняшний день при этих ритуалах у нас праздники стали отличаться друг от друга только названиями, датой и, может быть, ещё подарками по поводу. Всё остальное у нас ритуализировано, мы чётко знаем, что будет. Более того, в семьях уже даже есть ритуальная еда, для каждой семьи своя, и для каждого праздника тоже есть некая своя ритуальная еда. Где же ценности праздника? И где же его назначение, когда мы через праздник утверждали ценности? Давайте посмотрим, что же такое был праздник в традиционной культуре. Мы говорили, что ценность без праздника не утвердится, возьмёт её потом ребёнок или не возьмёт, неизвестно.

Если возвращаться к той же чистоте тела, деятельность может быть и ощущение может быть приятное, но без праздника ребёнок потом может отказаться от этой ценности и может пойти по другому пути. Ему нужны другие ощущения, и он пойдёт уже за другой ценностью, а не за той, которую мы пытались ему навязать. То есть нужно вернуть то назначение праздника, то назначение традиций как закрепление ценностей.

Для чего существовали праздники в традиционной культуре? Они существовали для того, чтобы закрепить ценности. Какие ценности были для культуры главными? Ведь тогда традиция, праздник – это было частью уклада жизни семьи. Такого деления, как мы сегодня имеем, кода 11 месяцев работаешь, месяц отпуска, пять дней работаешь, два дня отдыхаешь, не было. Он формировался по-другому. По традиционной культуре, сорок дней человек может прожить без праздника, потом уже наступает угнетение. То есть каждые сорок дней надо в семье закручивать праздник. А весной даже чаще, потому что весной ситуация непростая, силёнок у нас поменьше. Любой праздник был частью традиционного уклада, и это значит, что мы должны найти ценности, которые пытались передать наши предки всем остальным. Труд был тяжёлый, жизнь была непростая. Все, кто находился дома какое-то время, знают, как трудно поддерживать на радостном труде бесконечный домашний калейдоскоп. Поэтому, конечно, опевались все жизненные ценности.

Рождение ребёнка — рождение человека. Великий праздник. Какой праздник этому был посвящён? Рождество. Человек растёт-растёт-растёт и дорос уже до того, что он значим в этом социуме. Он может быть женихом или она может стать невестой. Какой традиционный праздник посвящён этому состоянию? Был праздник женихов и невест. Купальские ночи, когда демонстрировались все особенности молодости, возраста, когда предъявлялась тело, готовое кновой ступени взросления. Через костры-то прыгали. И потом, безусловно, свадьба, величайший праздник в нашей отечественной культуре. Какая ценность здесь? Новая семья, новый статус человека, потому что он обретает этот статус, переходя в новое качество жизни.

Потом человек растёт-растёт, например, женщина зрелого возраста. Для неё сделан специально праздник госпожинки в сентябре месяце. Почитается зрелая женщина, почитается бабушка-сказочница, умелица, большуха, которая руководит всем этим домом. В этот праздник собирались все молодухи. И бабушки их учили, вернее, ещё не бабушки, но зрелые женщины передавали своё мастерство.

Конечно же, в каждом из праздников обязательно просматривается ритуал благодарения предков. В отечественной культуре слова «предок» не было, не использовали. Родители, даже уйдя из жизни, оставались как бы рядом, жили рядом. Это просто ушедшие родственники. Давайте вспомним: ёлка и свечи на окне в Новый год – зачем это ставилось? Чем это наряжалось? Что туда вешалось? Пряники, конфетки, фруктинки. Это ритуальное дерево, дерево для предков, для тех, кого уже нет в этой жизни, кто остался рядом с нами. Каждый праздник посвящён какому-то статусу, какому-то периоду жизни человека. Праздник масленицы чему посвящён? Проводы зимы. С точки зрения ценностей, какая ценность может быть в проводах зимы? Жён своих хвалили, опевали молодую семью.

Давайте вспомним Новый год, то сорадование, сокровенные мгновения, когда все соединяются в единой ценности. Как правило, в каждом из праздников этому посвящается очень небольшое время. Минуты единения в Новый год – когда все слушают, и нельзя выпить до тех пор, пока последний раз не ударит. Понятно, что это условность и, тем не менее, эта минута – то ценностное пространство, ради которого всё и совершается. И что же мы опеваем в Новый? Переход, время. То, что мы соединились в пространстве, во времени. И мы хотим, чтобы оно было к нам благосклонным. Мы сколько там пожеланий-то говорим, сколько даров потом даём Новому году! Потому что время – это дар. И не случайно потом в нашей жизни появляется, что через дары времени мы на следующий год можем быть и здоровыми, и живыми, и все вместе, и так далее. Без времени не будет следующего года и не будет этих даров.

Поэтому, когда мы с вами делаем какой-то праздник, нам нужно ввести ритуалы, когда мы что-то передаём уже либо Нового году либо друг другу. Мы дарим друг другу в пространстве времени все те качества, которые мы бы хотели. И поверьте, что не машинка, ни в коем случае не материальный подарок здесь ценно… То есть семейный уклад будет богат и будет, что называется, завершён тогда, когда чётко просматривается ценностное пространство нашего дома. И когда ритуалы посвящены тому, чтобы когда-то, в какой-то момент мы обязательно соединились, и что-то друг другу подарили, сделали добро и приятное. Всё это должно быть в бесконечной ритмической цепочке организации жизни дома.